Каталог статей
Главная » Статьи » Ростов-На-Дону - Великий Город |
Людмила Улицкая: писатель наших дней21 февраля года русская писательница Людмила Евгеньевна Улицкая будет отмечать свой юбилей. Людмила Улицкая - одна из самых известных современных писательниц, автор повести Сонечка . романов Казус Кукоцкого . Даниэль Штайн, переводчик . Искренне Ваш, Шурик и других обладательница наград и премий автор сценариев к фильмам Сестрички Либерти (режиссер Владимир Грамматиков), Женщина для всех (режиссер Анатолий Матешко). Улицкая родилась 21 февраля 1943 года в Башкирии, где находилась в эвакуации её семья. После войны Улицкие вернулись в Москву, где Людмила окончила школу, а потом и биофак МГУ. Она два года проработала в Институте общей генетики АН СССР, откуда ее уволили в 1970 году за перепечатку самиздата. С тех пор Улицкая, по ее собственному утверждению, никогда не ходила на государственную службу: она работала завлитом Камерного еврейского музыкального театра, писала очерки, детские пьесы, инсценировки для радио, детского и кукольного театров, рецензировала пьесы и переводила стихи с монгольского языка. Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая начала в конце восьмидесятых годов, а известность пришла к ней после того, как по ее сценарию были сняты фильмы Сестрички Либерти (1990, режиссер - Владимир Грамматиков) и Женщина для всех (1991, режиссер - Анатолий Матешко), а в Новом мире вышла повесть Сонечка (1992). В 1994 году это произведение было признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору престижную французскую премию Медичи. Во Франции же вышла и первая книга Людмилы Улицкой (сборник Бедные родственники , 1993) на французском языке. Произведения Людмилы Евгеньевны переводились на двадцать пять языков. Литературоведы называют ее прозу прозой нюансов , отмечая, что тончайшие проявления человеческой природы и детали быта выписаны у нее с особой тщательностью. Ее повести и рассказы проникнуты совершенно особым мироощущением, которое, тем не менее, оказывается близким очень многим . Букеровская премия — одна из самых престижных наград в мире литературы. В России она считалась традиционно мужской. Однако Людмила Улицкая нарушила эту традицию — в 2001 году она получила русского Букера за роман Казус Кукоцкого . Сама же Улицкая так характеризует свое творчество: Я отношусь к породе писателей, которые главным образом отталкиваются от жизни. Я писатель не конструирующий, а живущий. Не выстраиваю себе жёсткую схему, которую потом прописываю, а проживаю произведения. Иногда не получается, потому что выхожу совсем не туда, куда хотелось бы. Такой у меня способ жизни . При этом Людмила Евгеньевна – человек сомневающийся, она не скрывает, что до сих пор испытывает ощущение дилетантизма : Я как бы временный писатель, вот напишу все и пойду делать что-то другое . Награды
Наиболее известны для широкой читательской аудитории произведения Людмилы Улицкой для взрослых, но есть и книги для детей, которые скорее можно назвать книгами, предназначенными для семейного чтения. Детство сорок девятьЛюдмила Улицкая о своей книге Детство сорок девять . В биологии есть такое понятие импринтинг — первое острое впечатление живого существа. Например, если только что вылупившемуся цыплёнку показать валенок, то он будет считать этот валенок своим родителем. И в жизни человека есть периоды, когда он очень чувствителен. Прежде всего — время детства, когда всё укрупнено, усилено, имеет дополнительные краски, как будто существует еще один спектр цветов, звуков. Стереоскопическое зрение ребенка срабатывает и до сих пор: меня так и не отпускают мои детские воспоминания . Так вот, Детство сорок девять - это и есть книга воспоминаний автора о детстве. Нет, даже не так - это словно сновидения взрослого человека о давно ушедшем детстве. Все спят – и видят один общий сон, утягивающий на полвека назад, в голодную послевоенную Москву, к очередям за капустой, в снесенные временем московские дворы, где светятся таинственным светом окна деревянных домишек, где толстая кошка переходит улицу, а за углом злые мальчишки. Маленькая книжка является ничем иным, как персональной машиной времени, настроенной на дошкольный возраст читателя. Каждый из шести коротеньких рассказов погружает в детство не хуже, чем случайно обнаруженный в столе календарик с кошкой за 1980 год. Переживания, казавшиеся давно стертыми, воскресают и живут с новой силой. Вообще книжка Улицкой по своему духу вполне могла оказаться и частью рассказов для детей Толстого. Некоторые истории настолько дидактичны, что хочется читать их детям в воспитательных целях. Про гвозди, мальчика и его прадеда про подслеповатого деда-шептуна и его бестолковую внучку про бумажную победу болезненного мальчика над дворовыми хулиганами - из рецензии Анны Андерсен. А все эти незамысловатые истории и трогательные персонажи очень верно изобразил их художник Владимир Любаров. Эти картинки может быть, не всем понравятся, так как они, если судит по обычным канонам, некрасивы. Но ведь, так и наша жизнь – некрасива и редко гармонична. Особенно жизнь взрослая. В целом после прочтения книги Улицкой Детство сорок девять родители смогут рассказать своим детям о том, как всё было, когда они были маленькими. Рассказы, вошедшие в сборник впервые были опубликованы в газете Пионерская правда . Истории Людмилы УлицкойИсторий специально написанных для детей у Улицкой три. Они не связаны с ее воспоминаниями о детстве и советской реальностью. Герои этих историй живут в своих мирах, кто на подоконнике, кто в клетке без дверцы, кто в углу, кто в доме-шкафу, а кто и в квартире на первом этаже пятиэтажного дома. Выходят герои за пределы своих миров с одной целью – сделать что-то для другого. Все три книги объединены одной идей, что если мы вместе, то всем будет хорошо, а в жизни возможны любые чудеса. И родителям с детьми будет интересно прочитать эти книги, а потом вспоминать свое детство, пить чай и рассказывать свои интересные истории детям. История про кота Игнасия, трубочиста Федю и Одинокую мышь: [книга-сказка] / Л.Улицкая худож. С. Филиппова. - М. ЭКСМО, 2004. Эту историю Людмила Улицкая придумала для своих детей более 20 лет назад. Но опубликована История была только в ХХI веке. Мышь, о которой пойдет речь, была одинокой, характер у нее был нелюдимый, вернее не мышиный, и все ее общение с многочисленными родными сводилось к поздравительным открыткам, которые она любила им писать. У Мыши скопилось великое множество всякого добра, и она попросила известного в городе краснодеревщика жучка Шашеля выточить ей шкаф. Однажды Мышь обнаружила, что в ее шкафу появился некто по имени Федя, и решила поймать незваного гостя, который не давал ей покоя, поедал и портил её запасы. Для этого она отправилась на рынок и купила там кота с редким именем Игнасий Но когда в замечательном шкафу начался пожар кот Игнасий сбежал, бросив хозяйку на произвол судьбы, а отважный Федя спас её. А добрый сосед Таракан пригласил её жить к себе. И теперь Мышь не пишет множество открыток, а пишет одну-единственную. Догадайтесь – кому? История про воробья Антверпена, кота Михеева, столетника Васю и сороконожку Марью Семеновну с семьей / Л.Улицкая.- М. ЭКСМО.2005. - 238 с. Сначала у каждого героя книги была своя печальная история одиночества. Воробей, по прозвищу Перхач, из-за того, что родился самым слабым в семье и его братья все время издевались над ним. Услышав красивое название города Антверпен, воробей взял его себе в качестве имени и улетел из семьи, найдя пристанище в покинутом доме, где жил столетник Вася, оставленный своим хозяином. Воробей стал приносить воду и поливать цветок, а еще переворачивать страницы энциклопедии, которую читал Вася. К ним присоединился кот, который родился на чердаке большого дома и был брошен своей матерью, даже без имени. Кот сам придумал себе имя: Михеев, хотя это была фамилия жильца с третьего этажа. Еще в заброшенном доме жила сороконожка Марья Семеновна. И когда у неё родились дети, воробей Антверпен приносил зерна и варил кашу маленьким сороконожкам, у которых еще не было имен. Однажды столетник Вася погиб, и Марья Семеновна предложила его похоронить. Какова же была радость всех, когда через время в центре могилы появился росток, и оказалось, что столетник Вася жив. Вася дал возможность маленьким сороконожкам выбрать себе имена и сказал следующее: – Уважайте своё имя! Существа, которые уважают своё имя не обижают слабых и любят всех, даже тех, кто на них нисколько не похож! История о старике Кулебякине, плаксивой кобыле Миле и жеребенке Равкине / Л.Улицкая.- М. ЭКСМО, 2005. - 48 с. История о старике Кулебякине, плаксивой кобыле Миле и жеребенке Равкине начинается с того, что три жителя маленького домика в деревеньке - старик, плакса-кобыла и резвый жеребенок - переезжают в городскую квартиру. Непривычно, конечно, после сельских просторов, но зато Кулебякин может в любой момент купить Миле булку с маком, и не бегать за ней за 12 километров. Самой кобыле Миле удобно в ванной отстирывать заплаканное лицо и завивать гриву, ну а жеребенок Равкин вообще осуществляет свою мечту - устраивается на работу в цирк. Там он ходит на передних ногах, поет романсы и играет на дудочке. Вот и весь сюжет. Но, за простыми наивными словами у Улицкой открывается странная страна, попадая в которую начинаешь верить в чудеса, добрых стариков и поющих жеребят. Детский литературный проект Людмилы УлицкойДругой. другие. о другихВ 2006 году был запущен Детский проект Людмилы Улицкой . ставящий задачу воспитания толерантности и терпимости к людям других национальностей, к чужим культурам и обычаям. Книги посвящены различным составляющим жизни человека: семье, религии, кухне, моде. Главная их задача – показать ребенку, насколько разнообразен мир, и научить принимать его во всей полноте. В основе агрессивного неприятия лежит страх перед другими, чужими, непонятными людьми, - говорит Людмила Евгеньевна Улицкая. – А мне не хотелось бы, чтобы страх овладел миром. Изменить ситуацию может только глубокое изменение сознания. Хочется сделать хоть что-то. Хоть на каплю изменить эту удручающую атмосферу . Именно такой каплей стал проект Другой, другие, о других В рамках проекта планируется выпустить 16 книг. сейчас уже вышли 14 . Книги проекта не простые. И чтобы они были приняты и поняты юными читателями, нужна большая работа библиотекарей, родителей и педагогов. Людмила Евгеньевна Улицкая мечтает о том, чтобы книги её проекта стали семейным чтением. Наш проект не очень-то продвигается, - сокрушается она, - так как он такого рода, что надо к нему прикладывать усилия, чтобы он дошел до ребят. Здесь нужна помощь и педагогов, и библиотекарей, и родителей . Одним из первых на помощь пришел Фонд Пушкинская библиотека , выпустив методические рекомендации: Муравьёва Л.Н. Методические рекомендации по работе с книгами серии Детский проект Людмилы Улицкой , посвящёнными проблеме воспитания толерантности / ред. О.Н. Мяэотс. - М. НФ Пушкинская библиотека , 2008. - 40 с. Брошюра составлена как цикл уроков для учащихся 10-12 лет, задача которых через беседы, игры, конкурсы привить детям осознание общности людей, независимо от различий в их облике, языке и образе жизни научить их быть дружелюбными и внимательными друг к другу. В методических рекомендациях освещена работа с первыми четырьмя книгами проекта, но по аналогии можно задействовать и остальные. Методические рекомендации вы можете прочитать и скачать зайдя по ссылке на сайт методического отдела московской ЦГДБ им. Гайдара: Все книги, которые уже вышли, представлены в алфавите авторов. Бавильский Д. Чужое солнце. Все люди - путешественники, даже если они путешествуют по родному городу. Человек всегда в странствии, что бы с ним ни происходило. Люди вечно куда-то идут, едут, плывут или летят - а некоторые путешествуют, даже сидя дома. Эта книга - о том, как возникали дороги и куда они вели, как люди странствуют по ним, как принимают других странников, как помогают друг другу в пути - и как возвращаются домой Березин А. История с деньгами, или Детям до шестнадцати путешествовать по времени разрешается. Зачем вообще нужны деньги? Что такое товар и как происходят покупка и продажа? Когда появились первые весы? А банки - это что? В книге Антона Березина История с деньгами, или Детям до 16 путешествовать по времени разрешается два неугомонных искателя приключений, один Планетарный Координатор и один крайне сообразительный попугай, путешествуют по всей истории человечества и узнают много нового о деньгах - и о себе тоже. Борисова Н. Про про профессии. Кем работать и чем заниматься? Какие профессии были почетны в древности, какие уважаемы сейчас? О том, кем лучше быть – врачом, журналистом или художником? Хорошо ли работать педагогом, актером, гадалкой и кузнецом? Как вышло, что профессии ковбоя больше не существует? Что случилось бы, если бы в мире исчезли все мусорщики? Об этом и о многом другом вы узнаете из книги Натальи Борисовой Про про профессии . Бутовская М. О дохлой кошке и живых котятах. Все люди рождаются и умирают — и у каждого народа с рождением и смертью связаны удивительные обычаи и обряды. Что такое инициация? Что такое мужские и женские дома? Почему к рождению мальчика или девочки относятся по-разному? Как у разных народов хоронят умерших? Об этом и о многом другом вы узнаете из книги Марины Бутовской — истории о дружбе русской и папуасской девочек и о том, чему они научились, всего лишь ухаживая за осиротевшими котятами. Бухина О. Гимон Г. Язык твой – друг мой. Как появилась письменность? Как получился алфавит? Что такое перевод и зачем он нужен? Как слова путешествуют по разным странам? Как играть словами? В книге Ольги Бухиной и Галины Гимон дети и взрослые узнают много нового об истории языков разных народов, о тайной жизни самых обычных слов и о том, как языки помогают нам дружить и понимать друг друга. Винник Л. Я не виноват. Как надо воспитывать ребенка, почему в Японии детям до семи лет все дозволено, и каково жилось маленьким спартанцам? Как устроена тюрьма, чем колокол заслужил порку и что такое инквизиция? В книге Ларисы Винник Я не виноват! с друзьями Кириллом и Даутом происходят мелкие неприятности, которые затем счастливо разрешаются, и ребята узнают о том, как люди с древности и до наших дней пытались наводить в обществе порядок и наказывали провинившихся перед законом. Гостева А. С. Дух дома дома? Что такое дом для человека в древности и в XXI веке? Как был устроен дом в Древнем Китае — и как он устроен у современных австралийцев? Что такое керамические города, как жили троглодиты, почему в домах Амстердама не занавешивают окна, а в японском тревожном доме пенсионерам не скучно? Что такое умный дом и так ли он умен, как человеку хочется верить? Об этом и о многом другом вам расскажут персонажи книги Анастасии Гостевой Дух дома дома? —современные школьники, таинственный планетарный координатор и многочисленные духи домов. Гостева А. С. Большой взрыв и черепахи. Рассказать ребенку, откуда все взялось, почему небо сверху, а земля снизу, ночью темно, а днем светло, очень непростая задача. Люди древнего мира справлялись с этой проблемой, рассказывая мифы и легенды о сотворении мира. Таких легенд много, они разные, как различны народы их создавшие. Нужно ли современному ребенку иметь представление о древних космогониях? Может сразу объяснить ему теорию Большого взрыва, открыть энциклопедии, а может ждать, когда дорастет до учебников физики? Автор книги Большой взрыв и черепахи решила не лишать детей поэтики древних легенд, но и не ждать когда ребятам станет доступен сухой язык физических формул и рассказывает о начале всего через призму двух подходов и научного и мифологического. Григорьева А. А. Путешествие по чужим столам. Любишь ли ты кашу или хлопья к завтраку? Знаешь ли, что дуриан - самый опасный фрукт в мире, его считают самым вонючим в мире фруктом и даже запрещают есть в общественных местах и перевозить в самолете. Сейчас картошкой россиян удивить нельзя, а лет 200-300 назад ее воспринимали как экзотику с опаской и неодобрением. Когда в нашем питании появились хлеб, грибы, чай, кофе и шоколад, соя и другие продукты. Генетически модифицированные продукты: бояться или не бояться? Как с помощью соли или сахара мы усиливаем вкус еды? Почему дети и многие взрослые не мыслят своей жизни без газировки? Кирсанова Р. М. Ленты, кружева, ботинки. Во все времена одежда может много рассказать о человеке, может преобразить его до неузнаваемости. Как это произошло с Золушкой: в нарядном платье, наколдованном феей, её не узнал родной отец! А вот военных, спортсменов легко узнать по форменной одежде. Современному человеку трудно представить, что раньше люди носили деревянную обувь, которая могла быть на платформе высотой до 30 сантиметров, украшенной росписью. А нынешние модницы имеют в своем арсенале и невесомые босоножки, и кожаные туфли на шпильках и удобные теплые сапоги для зимних холодов. Сколько человеку нужно вещей. В разное время на этот вопрос может быть дан свой ответ. Скрипкин К. ВИЧ и СПИД: что с этим делать? Эта книга написана по заказу ЮНЕСКО, и речь в ней идет о вещах, которые обычно детям почему-то не рассказывают. Однако дети живут в том же мире, что и взрослые, и тоже сталкиваются со страшным, и сложным, и неприятным. Дети живут в мире, где существуют ВИЧ и СПИД, и поэтому автор этой книги Константин Скрипкин и куратор серии Людмила Улицкая убеждены, что детям, как и взрослым, необходимо знать правду об этом заболевании. Тименчик В. М. Семья у нас и у других. Семья – сколько человек в ней бывает? Нуклеарная и расширенная семья, полная и неполная, матери-одиночки и отцы-одиночки, полигамная семья, патриархат и матриархат – такими разными могут быть семьи у нас и в других странах. Освещен вопрос однополых браков. Как молодые люди выбирают себе спутника жизни, в каком возрасте надо создавать семью? Какое значение имеет семья в жизни человека? Ответ на эти вопросы ребята получат, прочитав эту книгу. Усачев А. А. Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых. Однажды Маленький Человек узнал, что на свете существует Декларация Прав Человека, в которой написано, что Человек Имеет Право. И Маленький Человек понял, что имеет право жить по совести и защищать права других людей, маленьких и прочих. И что другие люди, маленькие и прочие, тоже имеют на это право. Андрей Усачев рассказал вдохновенную историю о Декларации Прав Человека, о борьбе Маленького Человека за свои права и о том, что человек в этом мире вовсе не беззащитен, если верит, что он, Маленький Человек, — не просто винтик в сложной и бессмысленной машине, но имеет право (а также обязанность) быть порядочным и благородным. Ясина И. Человек с человеческими возможностями. Эта книга важна не только для инвалидов, но и для здоровых людей, чтобы они понимали, как надо ценить жизнь, как относиться к тем, кого постигло несчастье, как важно не терять присутствия духа даже в самых сложных обстоятельствах, в которые может попасть любой человек - самый здоровый, самый сильный, самый красивый. Способность к состраданию - одно из лучших человеческих качеств. Ирина желает всем нам мужества. Это - прекрасное пожелание и для больных, и для здоровых. Истории Людмилы Улицкой и книги, вошедшие в проект – сложные, неоднозначные. Но наша жизнь стремительно меняется, многие представления очень подвижны. В современном маленьком мире, в котором все близко, всё по соседству, географические и исторические особенности оказываются более чем актуальными. С разнообразием нужно что-то делать, то есть как-то его принимать. Ведь с вопроса Как правильно? начинается человеческая жизнь (воспитание, по крайней мере). И что значит теперь это правильно , если правила могут быть разные, если другие не отдалены от нас, но рядом с нами? И главное, что нас, столь разных и непохожих, объединяет, что стоит за отличиями, что, в конечном счете, позволяет понять и принять другого? Может быть, после прочтения книг Улицкой дети и родители найдут ответы на эти и многие другие вопросы. Автор-составитель Светлана Викторовна Рыбак, заведующая отделом методической работы Источники: http://www.rodb-v.ru/news/obyavleniya/lyudmila-ulitskaya-pisatel-nashikh-dney/ | |
Просмотров: 1181 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |